четверг, 16 июля 2015 г.

Сам себе редактор – рецепт хорошо выдержанного текста.


Итак, представим, что вы, используя наши предыдущие советы и всё то, что смогли почерпнуть из других источников, наконец-то добрались до финальной точки в своей работе. Закончили черновик. Хорошо ли, плохо ли, но ваш план завершён, все основные фрагменты отработаны. Или не все? Как проверить и убедиться, что вы не заплутали в хитросплетениях собственного сюжета?
Здесь, собственно, и начинается увлекательный процесс редактирования. Стойте, стойте, не прямо сейчас! Не надо кидаться править свой черновик по горячим следам. Ничего толкового из этого не выйдет. Обязательно дайте себе передышку, освободите свой разум от всего, связанного с этим проектом. Даже не заглядывайте в него, слышите? Увлекитесь лучше наращиванием своего социального капитала – пишите отзывы на записи друзей в соцсетях, постите котиков и умные мысли. Короче говоря, следуйте простому правилу любого «инди» – «не знаешь, чем заняться – займись маркетингом!». Ну, или начните набрасывать план следующего произведения.
Длительность этого вашего преднамеренного простоя должна составлять от одного до двух месяцев. Меньше бессмысленно – чердак не успеет проветриться должным образом, а больше – опасно. Можно охладеть к работе настолько, что всё в очередной раз умрёт на стадии черновика. Пять-шесть недель – вот, пожалуй, оптимальная продолжительность ваших творческих каникул. После того, как они пройдут, можно начинать первую редактуру.

Сразу дадим важный совет – хоть вы и писали всё это время на компьютере (или что там у вас), сквозную вычитку черновика перед редактированием нужно делать по бумаге. Именно так, берёте и распечатываете всё, что вы написали. Зачем, спросите вы?
Ну, во-первых, это круто. Нет, серьёзно. Держать в руках пачку из двухсот-трёхсот листов, на которых напечатан ваш текст – действительно сильное чувство. Кроме того, это зримое доказательство того, что последние полгода-год вы на самом деле работали, а не просто валяли дурака. Во-вторых, вы удивитесь, как чтение с бумаги, а не с экрана монитора, меняет ваше восприятие текста. Вы обязательно заметите ошибки и несуразицы, которые проскакивали мимо глаз, пока существовали исключительно в электронном формате. Всё-таки принудительная смена декораций очень здорово помогает мозгу.
Теперь садитесь перед стопкой бумаги с текстом, вооружайтесь красной ручкой или карандашом и приступайте. Длительный отдых поможет вам увидеть в своём тексте много нового. И много лишнего. Будьте готовы к тому, что этот первый этап редактирования может оказаться самым болезненным. Вам понадобиться вся ваша чёрствость и беспристрастность, чтобы трезво оценить свою работу и безжалостно перекроить её, отсекая попутно всё бесполезное. В центре внимания сейчас должен быть сюжет. Просмотрите его внимательно, проследите, не болтается ли он из стороны в сторону, выписывая ненужные петли? Не перегружен ли он местами совершенно ненужными подробностями, которые никак не помогут ему в дальнейшем? Не проваливаются ли в никуда сюжетные ходы и арки, на которые вы многозначительно намекаете в начале? Нужно ли вам подробное жизнеописание каждого героя или достаточно просто обозначить его двумя-тремя характерными мазками, а всё остальное отдать на волю воображения читателя? Не сливаете ли вы преждевременно какую-то сюжетную интригу из благого желания рассказать всё по порядку? Может, стоить переставить местами некоторые фрагменты, вывести на время какой-то сюжетный ход или героя из поля зрения читателя? Масса, масса вопросов потребуют вашего внимания.
Этот этап редактирования также поможет выправить хронологию повествования. Убедитесь, что всё происходящее укладывается в разумные временные рамки, что сломанные, допустим, руки-ноги не заживают волшебным образом на следующее утро, если у вас реалистичное произведение. Или что на дорогу в две сотни вёрст пешком отведено положенное для этого время, а не одна ночь.
Не забывайте попутно отслеживать очевидные ошибки и описки, вроде повторения одного и того же слова несколько раз на соседних строчках. Дробите, по возможности, все сложносочинённые конструкции на более простые предложения, как бы вам не нравился витиеватый стиль. Помните, что вы пишите для массового читателя, а не только для поклонников Гаврилы Державина. Старайтесь выражать свои мысли проще и короче, хотя это гораздо легче советовать, чем сделать самому.
До какого уровня стоит доводить подобное препарирование? Есть ли хотя бы приблизительный критерий того, сколько первичного материала стоит отправить в корзину? Дадим два совета.
Первый – помните, что мы говорили в одном из предыдущих очерков про каркас и глину? Исходя из этой конструкции, у вас в тексте неизбежно будет много лишнего. Выбросьте его, переставьте в другое место или перепишите полностью.
Второй совет исходит от Стивена Кинга и заключается в формуле: текст после редактирования = исходный текст – 10%. Просто и доходчиво. В эти 10% входит весь лишний «жир» вашего текста, все ненужные подробности, описания и красивости. А также большая часть прилагательных и подавляющее большинство наречий. Запомните последнее особенно хорошо. Придирчиво анализируйте при каждой вычитке свой текст, выискивайте прилагательные и наречия – и убивайте, убивайте без жалости! Единственным оправданием для их помилования может быть только то, что в данном конкретном месте без них невозможно обойтись. Поняли критерий отбора? Не «оно здесь никому не мешает», а «в этом месте оно необходимо, без него текст теряет смысл или атмосферу». Как справедливо заметил тот же Кинг: «Наречиями выстлана дорога в ад».
Ну и ошибки – куда ж без них. Описки, опечатки, просто технические ляпы, пропущенные или лишние знаки препинания. Бесконечный процесс, сродни наблюдению за водой или смотрению на воду. И поверьте – за один раз вы с этим не покончите.
Только после того, как вы пройдёте этот первый раунд редактирования, получившийся в итоге текст можно показывать кому-нибудь для того, чтобы узнать – годится ли на что-то ваш текст в качестве цельного произведения. Как бы вы не боялись критики, мнение посторонних людей – не абы каких, а тех, кому вы доверяете – будет вам крайне полезно. Зарубите на своём, уже достаточно испещрённом зарубками носу, что вы, как автор, в принципе не способны объективно оценивать свой текст. Этот навык приходит только вместе с опытом и то не всегда. Чаще всего автор не может даже точно определить, что именно он написал – книгу приключений, пародию или технотриллер. Поэтому свежий взгляд со стороны очень пригодится. Будьте внимательны в выборе таких «бета-ридеров» (да, желательно, чтобы их было несколько). Нет смысла привлекать человека, который за последний год не прочёл ни единой книги, также как и подругу, с которой вы крупно поругались на прошлой неделе. Вряд ли их оценка будет объективной. Но и не стоит выбирать исключительно тех, кто вам симпатизирует – любящие бабушки и дедушки всегда будут рады дать конфетку, не задумываясь о её вреде или пользе.
Если же вы махровый интроверт или мизантроп – что ж поделать. Вашим уделом станет стезя боли и страданий, а подопытными кроликами – доверчивые читатели. Будьте готовы к тому, что первыми откликами в вашу сторону полетят отнюдь не розы.
После того, как получите отклики от ваших «тестовых» читателей или выдержите паузу ещё в пару недель, можно приступать ко второму сквозному редактированию. Да, опять всё по новой – распечатываем, перечитываем, ловим ошибки, кривые обороты в тексте. Будем надеяться, что в этот раз глобальная сюжетная правка вам уже не понадобится и основная работа придётся на проверку правописания и мелкие улучшения. Главное, не тешьте себя иллюзией, что теперь вы исправили все ошибки. Когда сядете за свой текст через месяц, вы их найдёте ещё столько же.
Ну и наконец, теперь, когда у вас на руках оказался уже третий вариант текста, наступает пора задуматься о публикации. Но об этом мы поговорим в следующий раз.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий